НОВОСТИ

Дата публикации: 26.11.2012
Победить зиму поможет техника


Выбор снегоуборочной машины – не такая уж простая вещь. Здесь стоит учесть многие факторы: начиная от площади участка для уборки и заканчивая периодичностью уборки снега. Ведь если вы не планируете регулярно чистить снег на своем участке либо площади слишком велики, а значит, есть вероятность образования наста, то это обязательно нужно учесть при выборе машины.

Снегоуборщики или снегоотбрасыватели бывают одноступенчатые (снег сгребается с помощью шнеков и отбрасывается в сторону) и двухступенчатые (снег сгребается шнеками и отбрасывается с помощью ротора). Данные машины имеют между собой отличия, которые нужно учитывать при выборе и дальнейшем обслуживании снегоуборщика.


Рабочий механизм


Соответственно, наиболее распространены снегоуборщики двух видов — шнековые и шнеко-роторные, или одно- и двухступенчатые.  Агрегаты первого вида состоят только из шнеков, которые сгребают снег к ковшу, они же выбрасывают его через выпускной желоб. У двухступенчатых машин снег отбрасывает ротор — дополнительная крыльчатка, установленная позади шнеков. Двухступенчатый механизм имеют машины со средней или высокой мощностью. Если площадь работы небольшая (например, расчистка дорожек и маленьких площадок), то можно ограничиться выбором легкой и компактной одноступенчатой модели. Для работ масштабнее нужны производительные самоходные шнеко-роторные машины. Самые мощные агрегаты используют для обслуживания крупных коттеджных поселков и домов отдыха.

Выбор машины оптимален, когда на уборку территории затрачивается не очень много времени. Расчетная величина времени зависит не только от мощности машины и площади для уборки, но и от того, какой снег нужно убирать. Ясно, что свежевыпавший снег потребует меньше времени и усилий машины. С такой задачей без проблем справится любой снегоотбрасыватель. Если момент упущен и снег взялся коркой после того, как несколько раз подтаивал и замерзал, то здесь без мощной техники просто не обойтись.


Двигатель

Мощность двигателя у шнековых машин, как правило, не превышает 5 л. с. У шнекороторных этот параметр лежит в пределах 5–13 л. с. Одноступенчатые снегоуборщики оснащают электрическими, бензиновыми2-тактными и 4-тактными двигателями. Двухступенчатые машины имеют только четырехтактные моторы. Бензиновые 4-тактные моторы специально разработаны для эксплуатации зимой. Обычно используют продукцию известных мировых производителей, в последние годы лидирующие позиции занимает Briggs&Stratton. Все чаще появляются двигатели одной марки с самим снегоуборщиком. Производители техники заказывают двигатели в Китае под своими марками.
Машины проф. класса зачастую оснащены гильзованными моторами для увеличения их ресурса. Все бензиновые модели имеют ручной стартер со шнуром. На машинах с небольшой мощностью присутствует только ручной запуск, на более серьезные дополнительно ставят электростартер. Он бывает двух видов — с питанием от бытовой электросети в гараже, к примеру, или от бортового аккумулятора. К месту работы машина идет своим ходом. Аккумуляторные стартеры позволяют завести машину можно в любом месте. Для подзарядки аккумулятора служит встроенный в двигатель генератор, однако можно воспользоваться и любым автомобильным зарядным устройством. Надо отметить, что ручной стартер есть у всех машин.


Трансмиссия


Самый простой вариант самоходной снегоуборочной машины — с одной фиксированной скоростью движения. Но чаще всего - пять или шесть передних и одна или две задние. Низшие передачи применяют для уборки сложного слежавшегося снега. Средние используются для свежевыпавшего снега. Последние предназначены только для транспортировки, в работе они, как правило, не используются. Встречаются машины с вариатором или с гидростатической трансмиссией, с помощью которых можно плавно регулировать скорость.


Маневрирование


Крутящий момент от двигателя передается на два колеса. Следовательно, тяжелую машину будет сложно развернуть, если, конечно, она находится не на скользкой поверхности. Более легкие машины развернуть несложно и на сухой поверхности. Но если пользователь планирует часто применять маневрирование, то лучше использовать механизмы разблокировки, когда одно колесо будет вращаться быстрее другого. Это могут быть быстросъемные шплинты на осях или кнопки на осях. Иногда используется вариант торможения одного из колес рычагом с панели управления. Это позволяет существенно упростить процесс маневрирования, машина практически разворачивается сама. Чаще всего это используется у гусеничных снегоуборщиков.


Опорные лыжи


Опорные лыжи берут на себя вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их по вертикали, оператор регулирует высоту положения шнеков над землей (толщина остающегося снега). Непременно нужно установить лыжи таким образом, чтобы подрезной нож нижней части ковша не касался грунта. Глубокие царапины на ноже могут стать причиной для лишения машины гарантии, так как данное обстоятельство говорит о незапланированных нагрузках на трансмиссию.


Шнеки


Кромка шнеков бывает гладкой или зубчатой. Форма и количество зубьев у разных моделей разнятся. Считается, что гладкие кромки используются для уборки свежего снега, а зубчатые — для сложного снежного покрытия. У одноступенчатых снегоуборщиков шнеки при работе касаются грунта. Поэтому здесь они металлические обрезиненные или цельные резинопластиковые, чтобы избежать угрозы повреждения покрытия дорожек. Помимо этого резинопластиковый шнек лучше выносит столкновение с камнями и бордюрами — он не ломается и не деформируется. А вот металлический может сломаться.


Балансировка


Для снегоуборочной машины расположение центра тяжести машины и колесной оси определяет сбалансированность всей конструкции. Самый лучший вариант, когда центр тяжести находится прямо над осью. Это обстоятельство обеспечивает пользователю простоту маневрирования: достаточно легко нажать на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины. Однако есть и другая точка зрения. Чем весомее нос машины, тем лучше снегоуборщик доходит до нижних плотных слоев снега. Чтобы избежать случаев, когда идет уборка только верхних слоев, снегоуборщики оснащаются подрезными ножами — острыми горизонтальными пластинами в основании ковша. Они дают возможность углубиться и повысить качество уборки. Встречаются модели, оснащенные механизмом переноса центра тяжести. В работе центр тяжести смещается вперед и нагружает носовую часть, а при перемещении смещается назад.


Выпускной желоб


Может быть пластиковым и металлическим. Использование пластика удешевляет модель, к тому же к пластику плохо прилипает снег и он не подвержен коррозии. Но вместе с тем модели с металлическим желобом имеют высокую прочность и точность выброса в силу уменьшения вибрации.


Регулировка направления и высоты выброса


Такая регулировка имеется у любой модели. Направление задается поворотом выпускного желоба. У самых простых моделей для этого служит рукоятка, прикрепленная к выпускному желобу. Чаще используется червячная передача — для этого надо повернуть специальную ручку, размещенную рядом с оператором. Порой встречается конструкция на основе тросика, блоков и управляющего рычага. Изредка встречаются тяжелые снегоуборщики с электрическим приводом механизма регулировки направления.

Под высотой выброса обычно понимают угол в вертикальной плоскости. Угол меняют козырьком на желобе: повернул его вниз — снег летит почти горизонтально, поднял вверх — и он устремился ввысь. Самый простой способ регулировки — ручной: подошел, потянул в нужную сторону и все. Профессиональные машины оснащают рычагом, расположенным на панели оператора, с помощью которого высоту изменяют, не прерывая движения. Это удобно, например, при расчистке парковок, когда приходится постоянно менять параметры выброса, чтобы не завалить стоящие машины. Кстати, «дальнобойность», заявляемую производителями, можно трактовать лишь как максимально возможную при определенных условиях. Она сильно зависит от ветра и типа снега.


Обслуживание снегоотбрасывателей


Правильное обслуживание снегоуборщика обеспечит его бесперебойную работу на долгий срок. Главное требование для оператора — контролировать уровень масла в двигателе и производить регулярную смазку деталей аппарата. Сотрудники технических сервисов рекомендуют после покупки снегоуборщика слить из картера масло и залить новое, которое необходимо заменить после первых пяти часов работы. Можно ориентироваться на израсходованное топливо и залить новое масло после выработки двух полных баков горючего. В будущем интервал между заменами масла — через каждые 50 часов, чаще всего одной замены хватает на весь сезон.

Чаще всего используют четырехтактное синтетическое 5W30 для зимнего использования. Раз в сезон нужно смазывать рычаги управления, расположенные на операторской панели, шестеренчатый вал, оси колес (для них рекомендуется густая консистентная смазка). Нужно следить также за состоянием шнека. По крайней мере раз в сезон стоит снимать срезные болты и разбрызгивать масло на внутренние части вала (если нет встроенной пресс-масленки). Во время работы некоторые детали могут расшатываться или изнашиваться, поэтому следует регулярно проверять, как, например, затянуты срезные винты. Опорные лыжи, расположенные в нижней части снегозаборного ковша, подвергаются во время работы сильным нагрузкам и быстро изнашиваются. Время от времени стоит их проверять и при необходимости менять. При этом очень важно следить за состоянием подрезного ножа — он не должен касаться твердой поверхности во время работы. Сильно изношенная поверхность подскажет опытному сотруднику сервиса, что это требование было нарушено, что служит веским основанием для отказа в гарантии. Ежегодно или после каждых 100 ч работы меняют свечу зажигания. Стоит сказать также, что для машин, которые используют в профессиональных целях (например, коммунальщиками) рекомендована регулярная проверка в сервисной службе. Один из важных моментов в обслуживании снегоуборщика — консервация на летний период.

Машину активно эксплуатируют лишь несколько месяцев. Поэтому ее нужно приготовить к отдыху. И здесь присутствуют кое-какие противоречия. Например, производители обычно советуют перед консервацией осушать топливную систему, чтобы бензин в ней не разлагался. Однако бытует и другое мнение. Пользователи предпочитают не сливать топливо, чтобы не ссохлись детали системы топливоподачи. А чтобы уменьшить риск разложения горючего, лучше использовать бензин Аи-92, в котором меньше присадок. Подготавливая машину к хранению, выворачивают свечу зажигания и меняют масло, заливая в бак новую порцию. Хранить машину нужно в сухом и хорошо проветриваемом месте, чтобы избежать появления ржавчины. И помимо этого все детали, которые могут пострадать от коррозии, нужно очистить и смазать маслом.

По материалам журнала «Gardentools»