НОВОСТИ

Дата публикации: 19.12.2011
Как эволюционировала лопата


Статистика показывает, что в России звание «лидеров продаж» среди моторной техники делят между собой два типа машин — мотоблоки (наряду с культиваторами) и электрогенераторы. Если учесть, что генераторы к садовой технике не относятся, то получается, что самая востребованная в России садовая техника — это именно они, столь любезные многим «лопаты с моторчиком». То есть культиваторы и мотоблоки.

Нередко эти термины путают. Но хотя эти аппараты и близки по назначению и конструкции, они все-таки не идентичны. У мотокультиваторов культивация (рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта) является самой главной, а подчас и единственной функцией. Мотоблок — более универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Его применяют для вспашки и последующего размельчения глыб, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки и т. п. Обычно мотоблоки имеют два вала: на одном установлены ведущие колеса, второй — вал отбора мощности (ВОМ) для привода активного навесного оборудования. У мотокультиваторов вал, как правило, один, на него устанавливают фрезы или колеса. Впрочем, встречаются так называемые самоходные культиваторы, у которых, кроме вала для колес, имеется отдельный  для фрез, но установка каких-либо других приспособлений не предусмотрена.

Собственно, коротко отличие культиватора от мотоблока можно охарактеризовать так: мотоблок способен работать с широким набором активной «навески» (требующей привода от двигателя), культиватор — нет. Однако это не значит, что культиватор мало на что способен, для него тоже придумано немало различного оборудования. В остальном культиватор можно считать «младшим братом» мотоблока. Если брать «средние» характеристики, то у него меньше мощность и вес, более простая конструкция сцепления и редуктора. Но это именно усредненная оценка,потому что встречаются и 50-килограммовые мотоблоки, и почти 90-килограммовые культиваторы. Пожалуй, стоит немного рассказать об особенностях конструкции и применения этих столь схожих и в то же время столь различных машин.

Мотоблоки


Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. Тяжелая универсальная машина не может обойтись без нескольких передач и заднего хода. На более мощных мотоблоках используется шестеренчатая коробка передач и дисковое сцепление, почти такие же, как на автомобиле. На более легких «коробка передач» зачастую представля-
ет  собой набор шкивов разного диаметра, соединенных ремнями. Выбирают передачу натяжением с помощью ролика того или иного ремня (все остальные при этом проскальзывают).

Отбор мощности может осуществляться либо через ременную передачу, либо с помощью шлицевого соединения. Однозначно определить, что лучше, нельзя. Первый способ, благодаря проскальзыванию, предотвращает поломку мотоблока или рабочих органов в случае их заклинивания, например наезда на камень. ВОМ со шлицевым соединением позволяет передать больший крутящий момент, поэтому применяется на тяжелых и мощных машинах. Другое преимущество — это удобство присоединения навесного оборудования: состыковать шлицы быстрее и проще, чем надеть на шкивы ремень и натянуть его. Да еще не надо заботиться о том, как не потерять ремень при использовании мотоблока без активного навесного оборудования.

Что касается функциональных возможностей мотоблока, то они всецело определяются ассортиментом совместимого с ними навесного оборудования. Перечислим некоторые наиболее распространенные и популярные разновидности такового.

1) Культиватор (активная фреза)

На некоторых моделях их устанавливают вместо колес, но более удобны варианты в виде отдельного навесного агрегата с приводом от ВОМ. Колеса обеспечивают равномерное движение вперед и препятствуют «самозакапыванию» фрез, чем частенько грешат обычные культиваторы. А так как фрезы и колеса вращаются в противоположных направлениях, то это предотвращает их «выскакивание» и «убегание» при наезде на более твердый участок почвы.

2) Косилки (роторные, сегментнопальцевые, цеповые)

Траву косят с разными целями и в разных условиях. Кому-то надо сено заготавливать, кому-то пустырь расчищать. Для разных задач разработаны разные косилки — сегментнопальцевые стригут траву аккуратно, именно так, как нужно для сенокоса. А вот роторные и в особенности цеповые удобнее для «зачистки» территорий, они справляются и с молодым кустарником.

3) Коммунальное оборудование

Среди организаций, занимающихся уходом за городскими территориями, популярны мотоблоки с навесными щетками для подметания и шнекороторными снегобуорщиками. Порой еще и бульдозерный отвал используют. Такая техника особенно удобна во дворах, так плотно заставленных автотранспортом, что трактору негде повернуться. А мотоблок намного маневреннее. Кроме указанных, существует еще много различных специализированных агрегатов: ворошители сена, мотопомпы, электрогенераторы, разного вида сеялки или комбинированные агрегаты, способные выполнять сразу несколько операций одновременно.

Культиваторы


На фоне мотоблоков они смотрятся более «узкоспециализированно». Тем не менее,
помимо собственно культивации фрезами, эта техника может выполнять еще ряд сельскохозяйственных операций. Вспашка плугом, нарезка гряд окучником, выкапывание корнеплодов — вот наиболее распространенные из них. Для таких работ нужно поставить вместо фрез металлические колеса с грунтозацепами, сзади подсоединить сцепку и уже к ней прицепить соответствующее орудие труда. И сцепки, и плуги, и колеса можно купить практически к любому культиватору среднего и тяжелого класса. Как правило, это все продукция отечественного производства — довольно качественная и недорогая. 

Есть и другая тяжелая работа, которая вполне под силу культиваторам среднего и тяжелого класса. Это перевозка грузов. Учтите, что для этого годится не всякий прицеп —тележка, прицепляемая к культиватору или мотоблоку, обязательно должна быть оборудована тормозами и сиденьем. С сиденьем понятно, не идти же рядом всю дорогу. С тормозами тоже все очевидно — общий вес «мотопоезда» с учетом груза в прицепе и веса «возничего» может достигать полутонны. Если вдруг дорога пойдет под уклон, то руками его не остановить, а сами культиваторы тормозами не оборудованы. В общем, годится только специализированный прицеп. Кстати, помимо прицепов, рынок предлагает еще один интересный агрегат — так называемый транспортно-пахотный модуль. По сути, это прицепляемая к культиватору тележка с сиденьем и тормозами. Но кузова не предусмотрено, модуль нужен для другого — к нему цепляют плуг или окучник, чтобы удобнее было работать на больших полях. В самом деле, уже не нужно идти, сидишь себе в кресле — практически трактор получается. Или, если речь о мотоблоке, то можно прицепить спереди сенокосилку, сзади такой модуль и опять же косить сено с относительным комфортом. У легких культиваторов частенько встречается другая «специализация» — уход за газонами. Так, если поставить вместо фрез насадку-аэратор, то можно вычесывать газон. Такая техника пользуется спросом среди дачников, у которых площадь территории, занятой грядками, невелика и плюс есть газон. Получается, что универсальной машине найдется применение и там и там.

По материалам журнала «GardenTools»